Китай установил шефство над Грецией

Опубликовано: 30 Июл 2010 Автор: Иван Ростов

24.06.2010
Несмотря на финансовые проблемы Греции, Китай наращивает инвестиции в ее экономику. Министр коммерции КНР Чэнь Дэмин заявил, что Китай поможет Греции преодолеть финансовые проблемы. «Китай будет укреплять двустороннее торгово-экономическое сотрудничество с Грецией, чтобы помочь ей как можно раньше выйти из трудного экономического положения. Китай будет поощрять расширение китайскими предприятиями импорта греческих товаров, развитие взаимодействия в области туризма между двумя странами, а также способствовать инвестициям имеющих на это возможности китайских предприятий в экономику Греции»,- пообещал Чэнь Дэмин. По итогам 2009 г. объем торговли между Китаем и Грецией увеличился до $3,67 млрд. В середине июня Грецию посетила правительственная делегация Китая. В ходе четырехдневного визита страны подписали 14 коммерческих соглашений, общая стоимость которых оценивается более чем в EUR1 млрд. Так, было подписано соглашение о сотрудничестве между телекоммуникационными компаниями — греческой Hellenic Telecommunications Organization S.A. (OTE) и китайской Huawei Technologies. Производители продуктов питания договорились о поставках в Китай оливкового масла. Министр транспорта КНР Ли Сэнлинь и министр экономики Греции Лука Катсели подписали соглашение о сотрудничестве в области перевозок. «Правительство Китая будет побуждать китайские компании искать в Греции инвестиционные возможности. Я уверен, что Греция может преодолеть нынешние экономические трудности»,- заявил вице-премьер китайского правительства Чжан Децзян. Наиболее активно наращивает присутствие в Греции китайская госкомпания China Ocean Shipping Company (COSCO), которая является крупнейшим грузоперевозчиком в Китае и вторым крупнейшим грузоперевозчиком в мире. В июне 2010 г. COSCO подписала три соглашения о сотрудничестве с греческими судоходными компаниями. По условиям сделки, в Греции для COSCO будут построены 7 судов для перевозки навалочных грузов. В перспективе могут быть построены еще четыре и зафрахтованы — пять. Представители COSCO заявили, что заинтересованы в расширении операций в Греции. Данные о стоимости сделок не обнародовались, но, по сведениям британской газеты The Financial Times, общая стоимость договоров по кораблестроению должна была составить порядка EUR500 млн. Компания COSCO в разгар мирового кризиса в декабре 2008 г. подписала с правительством Греции контракт стоимостью EUR3,4 млрд. ($4,4 млрд.) о передаче ей в концессию на 35 лет крупнейшего контейнерного порта страны, расположенного в г. Пирей. «Греческие порты могут стать для китайских товаров пунктами транзита в ЕС, Юго-Восточную Европу и Средиземноморье»,- заявил тогдашний премьер-министр Греции Костас Караманлис. COSCO обязалась инвестировать EUR620 млн. ($787 млн.) в строительство в порту нового контейнерного терминала, чтобы увеличить торговлю Китая на растущих рынках стран Черноморского бассейна. Китайская компания пообещала к 2015 г. увеличить более чем в два раза пропускную способность контейнерного порта Пирей, который должен стать главной базой COSCO в Средиземноморье, и создать 1 тыс. рабочих мест для греческих работников. Китайцы обещают превратить Пирей в современный портовый комплекс мирового уровня и уже начали строить два контейнерных терминала. COSCO рассчитывает, что до конца 2010 г. оборот контейнеров через терминал составит 800 тыс. TEU. В настоящее время COSCO обсуждает в Греции проекты по развитию портов Пирея, Салоник, Волоса, строительству железной дороги, а также покупку греческих судоверфей. Греция привлекает китайских инвесторов широкими возможностями в сфере грузоперевозок. Греческие компании контролируют самый крупный торговый флот в мире, тоннаж которого превышает 20% мирового объема (на втором и третьем местах находятся Япония и Германия). В годы, предшествовавшие мировому финансовому кризису, бум торговли железной рудой, нефтью и зерном с Китаем позволял экономике Греции ежегодно увеличиваться на 4%. Доля, которую торговый флот вносил в ВВП Греции, составляла около 7%. По данным греческого центробанка, в 2007 г. флот заработал валюты на сумму EUR17 млрд. Именно греческие судовладельцы были крупнейшими заказчиками для верфей Китая, второй крупнейшей судостроительной державы мира после Южной Кореи. Чтобы увеличить поступления в бюджет и осуществить выплаты по государственному долгу, который составляет EUR300 млрд., власти Греции предлагают китайцам инвестировать в такие стратегические отрасли экономики, как транспорт и туризм. «Греции крайне необходимы зарубежные капиталы, однако напуганные долговым кризисом инвесторы не спешат сюда. Китайцы появились вовремя»,- говорит профессор Лондонской школы экономики Спирос Экономидис. Экономист британского Chatham House Ванесса Росси отмечает, что Китай заинтересован в росте торгового оборота с Европой и хочет использовать тот факт, что логистические мощности Старого света испытывают недостаток инвестиций. «Греция очень привлекательна своей доступностью. С одной стороны, в условиях кризиса местные власти очень лояльны к зарубежным инвесторам. С другой — страна выгодно расположена географически и обладает всеми преимуществами члена ЕС»,- говорит госпожа Росси. Однако не все в Греции довольны усилением влияния Китая на греческую экономику. Недовольство греков вызывает и то, что на территории контейнерного терминала Пирея китайские инвесторы собираются открыть собственные предприятия для «окончательной обработки» продукции, поставляемой из Китая. При этом китайцы получат право украшать свои холодильники наклейкой с надписью «Сделано в Европе», однако цена выпускаемой ими бытовой техники, так или иначе, будет дешевле по сравнению с европейскими аналогами. Этого опасаются греческие профсоюзы. По их мнению, китайцы не берут в расчет трудовое законодательство ЕС, намереваясь использовать дешевую рабочую силу. «Это может привести к негативным последствиям не только для Греции, но и для всего средиземноморского региона»,- предупреждают профсоюзные лидеры. «Китайцы хотят использовать гавань Пирея в качестве троянского коня, чтобы завоевать европейский рынок», — заявил один из работников порта.

Комментарии закрыты.