Рейтинговые агентства просят эмитентов не использовать рейтинги, боясь судебных исков

Опубликовано: 30 Июл 2010 Автор: Иван Ростов

21.07.2010
Крупнейшие международные рейтинговые агентства — Standard & Poor’s, Moody’s Investors Service и Fitch Ratings — за прошедшие несколько дней обратились к своим клиентам с просьбой воздержаться от использования их рейтингов в документации для выпуска новых облигаций, что может привести к фактическому закрытию значительной части рынка корпоративных долговых обязательств для новых эмитентов. Как пишет газета The Wall Street Journal, все три агентства утверждают, что требование не использовать рейтинги в проспектах новых эмиссий связано с опасениями в отношении вступления в силу законопроекта о коренной реформе системы финансового регулирования США. Так называемый закон Фрэнка-Додда, который, как ожидается, будет подписан президентом США Бараком Обамой в среду, возлагает на рейтинговые агентства всю полноту ответственности за присваиваемые ими рейтинги. Принимая во внимание тот факт, что в документации к эмиссии многих бумаг, в особенности тех, обеспечением по которым служат пулы потребительских кредитов, автомобильных и ипотечных ссуд, а также займов на образование, по закону должны содержаться рейтинги, можно опасаться фактического перекрытия доступа для новых эмитентов на рынок таких облигаций, оцениваемый в $1,4 трлн. В качестве одного из сигналов такого коллапса рассматривается тот факт, что на этой неделе не запланировано ни одного нового выпуска облигаций, обеспеченных активами, в то время как на прошлой неделе состоялись размещения таких бумаг в общей сложности на $3 млрд. Палата представителей Конгресса США 30 июня приняла законопроект, который обсуждался в Конгрессе с прошлой осени, Сенат одобрил его 16 июля. Реформа, в частности, предусматривает, что отныне рейтинги, присваиваемые агентствами тем или иным эмитентам или инструментам, в случае, если их используют в официальных документах, будут считаться «экспертным мнением», за высказывание и распространение которого агентства будут нести ответственность. Иными словами, теперь у любого держателя бумаг, анализ которых проводило то или иное рейтинговое агентство, будет больше шансов привлечь это агентство к суду, если динамика бондов не отвечает ранее присвоенному рейтингу. До сих пор агентства для защиты от судебных исков успешно использовали первую поправку к Конституции США о свободе слова, рассматривая свои рейтинги как свободное мнение и оставаясь практически недосягаемыми для реальных судебных преследований. Теперь же агентства заявляют, что, хотя и не перестанут присваивать облигациям рейтинги, они не позволят эмитентам использовать рейтинги в документации к новым эмиссиям до тех пор, пока не оценят всю полноту возможных последствий таких действий. Таким образом, отныне эмитенты не смогут использовать рейтинги без ведома и согласия агентств. Больше всего агентства напуганы не самим фактом возложения на них новых обязательств, а тем, что эти изменения в законодательстве, в отличие от большинства других, предусмотренных новым законом, вступают в силу непосредственно с момента подписания законопроекта президентом. Одним из возможных выходов из этой тупиковой ситуации для эмитента может стать частное размещение бондов, что, впрочем, может не устроить многих эмитентов, поскольку этот рынок значительно меньше, а размещение на нем дороже.

Комментарии закрыты.