Деликатно и отрешенно

Опубликовано: 20 Мар 2010 Автор: Иван Ростов

3 марта в зале Харьковской областной филармонии состоялось выступление молодого пианиста Ильи Рашковского — яркого ученика Владимира Крайнева.

В первом отделении концерта в исполнении симфонического оркестра прозвучала «Военная», 100-я симфония Йозефа Гайдна, чье 275-летие будет скоро отмечаться.

На концерте присутствовал обер-бургомистр немецкого города Марбурга. Публика радушно приветствовала гостя, скромно сидевшего с друзьями в глубине зала. (Здесь видится параллель с пианистической темой сегодняшней полосы: в Марбургском университете учился философии поэт Борис Пастернак, кстати, пианист, к которому впоследствии ушла супруга Генриха Густавовича Нейгауза; эта непростая коллизия достаточно подробно описана в мемуаристике).

Второе отделение оркестр Харьковской областной филармонии под управлением Юрия Янко открыл «Танцем фурий» Глюка из оперы «Орфей и Эвридика». Это произведение звучало в Харькове впервые — партитура появилась здесь благодаря Игорю Шаповалову, концертмейстеру оркестра.

Затем на сцену вышел любимец харьковской музыкальной публики Илья Рашковский.

Впервые харьковчане услышали Илью на конкурсе Владимира Крайнева в 1998 году. Юный (тогда — тринадцатилетний) новосибирец поразил здешнюю публику поэтичным и глубоким исполнением «Думки» Чайковского, трагической второй сонаты и второго фортепианного концерта Шопена.

С 2000 года Илья учится в Высшей школе музыки и театра в Ганновере у Владимира Всеволодовича Крайнева, который регулярно привозит своего замечательного ученика на концерты, которыми открывает собственный конкурс юных пианистов, проходящий в Харькове раз в два года.

Местные меломаны прозвали Илью «поэтом», что очень точно описывает исполнительскую манеру, гармонирующую с внешним обликом молодого музыканта. Рашковский, как правило, солнечен, открыт и проникновенен. Очевидно, что процесс исполнения для него — не мучение, не работа, а настоящее счастье. За роялем он словно ликует, упиваясь звуками.

На этот раз пианист исполнил 21-й концерт Вольфганга Амадея Моцарта. Казалось бы, в просветленной музыке австрийского гения Илья мог бы высказаться максимально естественно, со всей присущей ему восторженностью. Однако пианист удивил своеобразной сдержанной трактовкой этого жизнерадостного произведения с ясной, радостной первой частью, лирической, возвышенной второй и озорным финалом. Все три части прозвучали у Ильи удивительно ровно по смысловому наполнению, предельно деликатно, несколько отрешенно. Впечатляюще качественно. И очень тихо. У слушателей, сидевших на отдаленных рядах, даже создалось впечатление, что пианист играет весь концерт на левой педали (как известно, нажатие левой педали дает эффект приглушенности). И невозможно было определить — то ли это новомодная трактовка Моцарта (который, как справедливо было замечено в кулуарах, был живым человеком, а не гипсовой маской), то ли Илья в данный момент находится в творческом поиске, ищет новое высказывание. А может быть — просто был не в настроении. (Примерно в такой же манере молодой пианист исполнил на бис приветливой и благосклонной в нему публике Фантазию-экспромт Фридерика Шопена.)

Что ж, у нас есть прекрасная возможность узнать, какое из этих предположений наиболее точно отражает истинное положение вещей — 26 марта в Большом зале Харьковского академического театра оперы и балета состоится сольный концерт Ильи Рашковского, в котором пианист будет исполнять как западноевропейских классиков — Бетховена, Шуберта, Брамса, так и любимого им русского композитора Сергея Рахманинова. Этот концерт будет носить статус благотворительного, так как все собранные деньги предполагается перечислить в фонд IX Международного конкурса пианистов Владимира Крайнева, который состоится в 2008 году. В прошлом году с подобным благотворительным концертом в Харьков приезжал другой ученик Владимира Всеволодовича Игорь Четуев. Четуев, как и Рашковский, в свое время тоже стал обладателем Гран-при конкурса Крайнева.

Отрадно, что талантливые воспитанники Владимира Всеволодовича, вырастая и становясь частью европейской музыкальной элиты, таким образом помогают своему учителю в благородном деле поиска и опеки юных пианистических дарований.

Анна Минакова
05.03.2007

Комментарии закрыты.