«Ъ»: «Укртрансконтейнер» доставили в Страсбург

Опубликовано: 30 Июл 2010 Автор: Иван Ростов

02.06.2010
Спор между «Укртрансконтейнером» и Ильичевским портом будет рассмотрен в Европейском суде по правам человека. Компания настаивает на отмене решения о прекращении договора о совместной деятельности и выплате компенсации в размере $1,4 млрд. Юристы отмечают, что государство рискует проиграть в Страсбурге. Это понимают и в Минтранссвязи, поэтому намерены добиваться мирного урегулирования спора. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) принял к рассмотрению иск ЧП «Укртрансконтейнер» (УТК) к Украине. По словам пресс-секретаря ЕСПЧ Трейси Тернер-Трец, иск был подан компанией 26 апреля. В своем заявлении УТК требует признать нарушение Украиной легитимности осуществления судопроизводства в рамках Европейской конвенции по правам человека, а также прав на справедливое и публичное рассмотрение дела предприятия в течение разумного срока независимым и беспристрастным судом, на эффективный способ юридической защиты в национальном органе и на мирное владение имуществом. Кроме того, компания настаивает на компенсации от государства в размере $1,4 млрд с учетом убытков, причиненных незаконным расторжением договора, включая упущенную выгоду. Рассмотрение дела УТК на начальном этапе будет происходить в письменной форме на основе предоставленных заявителем документов и информации. «Мы исчерпали все внутригосударственные способы защиты своих прав, поэтому обратились в Европейский суд»,- отметил старший юрист компании ANK, представляющей интересы УТК в суде, Георгий Македонский. По его словам, следующим шагом компании станет подача иска в Международный суд по защите инвестиций. Договор о совместной деятельности Ильичевский морской торговый порт и «Укртрансконтейнер» подписали в 2005 году. В 2006 году порт передал стивидору первый и второй причалы. В 2008 году профсоюзная организация порта потребовала провести переоценку имущества, внесенного портом (оценено в $17,6 млн), установить долю прибыли порта на уровне не менее 50% и обеспечить рабочими местами всех портовиков с сохранением уровня социальных гарантий для них. В начале 2009 года Одесская областная прокуратура провела анализ договора между портом и УТК и оспорила его в Хозяйственном суде Одесской области. В мае суд удовлетворил иск, а в июне Апелляционный хозяйственный суд Одесской области оставил в силе решение суда первой инстанции. 26 августа Высший хозяйственный суд удовлетворил кассационную жалобу УТК и признал договор действительным. 3 ноября Верховный суд вновь признал договор недействительным. В Министерстве транспорта и связи готовы договориться с компанией. «Если в среду на заседании Кабмина удастся согласовать этот вопрос, то до конца следующей недели будет подготовлен механизм урегулирования этого вопроса с учетом позиций обеих сторон. Мы не хотим доводить это дело до суда»,- заверил высокопоставленный источник в Минтранссвязи. «Мы готовы мирно решить этот вопрос и заключить новый договор. Но с нами до сих пор никто не встретился, и мы не понимаем позицию правительства в этом вопросе. Поэтому пока об отзыве иска не может быть и речи»,- заявил директор УТК Владимир Попов. Он рассказал, что на межправительственной комиссии 4 мая, где присутствовали министры транспорта Украины и России, вопрос по УТК был поднят российской стороной и занесен в протокол под пунктом 8. «К следующему заседанию Минтранссвязи Украины должно подготовить ответ. 21 мая мы получили его письмо, в котором оно уведомило нас о распоряжении Кабмина и администрации президента разобраться в конфликте порта и УТК и организовать совместную встречу. Пока ее не было»,- отметил Попов. Юристы уверены, что у УТК есть все шансы на победу в Европейском суде. «Европейский суд по правам человека в 90% таких случаев становится на сторону истца. Поскольку первый протокол Европейской конвенции по правам человека гарантирует право собственности, то любое, даже неочевидное нарушение этого права государством, как правило, судом признается»,- говорит управляющий партнер юридической фирмы Astapov Lawyers Андрей Астапов. Что касается компенсации, то Астапов отметил, что по статистике Украина в 85% случаев отдает средства по решению ЕСПЧ и лишь в очень спорных вопросах продолжает судиться: «Проще отдать деньги, поскольку в противном случае может быть арестована собственность Украины за рубежом, включая самолеты и корабли». Впрочем, дело УТК может стать еще более резонансным. Дело в том, что компания в своем иске ссылается на решение Конституционного суда (КС; вступило в силу 11 марта) о неправомерности обжалования решений высших специализированных судов в Верховном суде (ВСУ). В УТК напоминают, что Высший хозяйственный суд подтвердил правоту «Укртрансконтейнера», однако это решение позже отменил Верховный суд. «ВСУ принял свое окончательное решение по нашему делу в ноябре, и мы понимаем, что оно обратной силы не имеет, даже несмотря на разъяснение КС в марте,- говорит Георгий Македонский.- Тем не менее в ноябре 2009 года Европейская конвенция по правам человека действовала. И если КС принял решение о том, что данная норма противоречит конвенции, то она противоречила ей и в ноябре». С Македонским соглашается партнер юридической компании «Ильяшев и партнеры» Роман Марченко: «Иск УТК вообще судьбоносный. Если суд в Страсбурге встанет на сторону компании и подтвердит разъяснение КС, это положит конец войне между Верховным судом и Высшим хозсудом, которая ведется уже больше года, и сделает совершенно однозначной и прозрачной судебную практику в Украине». Впрочем, следует отметить, что, хотя решение КС и вступило в силу, право ВСУ отменять решения высших специализированных судов КС оставил в Административном и Хозяйственном кодексах. По мнению судей КС, своим решением они показали направление, в котором должны двигаться законодатели. И оно нашло свое отражение в проекте судебной реформы, которую намерен провести президент Виктор Янукович. В законопроекте «О судоустройстве Украины», внесенном президентом в Раду, Верховный суд действительно лишается права на вторую кассацию.

Комментарии закрыты.