Ряды лизингодателей редеют

Опубликовано: 30 Июл 2010 Автор: Иван Ростов

15.04.2010
По данным Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг, в 2009 г. список компаний, предоставляющих услуги финансового лизинга, сократился на 14 компаний, а за первый квартал 2010 г.- еще на 24. Участники рынка допускают, что сокращение продолжится в первую очередь за счет отмирания небольших компаний, не имеющих аффилированного банка или автопроизводителя. Как показали результаты исследования ситуации на рынке лизинга в 2009 г., проведенного Госфинуслуг и Украинским объединением лизингодателей, объем новых договоров на рынке финансового лизинга в 2009 г. снизился на 75%. По словам заместителя главы Госфинуслуг Валентины Левченко, за прошлый год было заключено договоров на общую сумму 2,47 млрд. грн., тогда как в 2008 г. этот показатель достигал 9,98 млрд. грн., а в «звездном» 2007 г.- 16,88 млрд. грн. При этом общая стоимость действующих договоров на рынке удержалась на уровне 2008 г. и составила 27,2 млрд. грн. По данным ассоциации, средняя стоимость действующего договора за прошлый год увеличилась на 62% и составляет примерно 1,65 млн. грн. Также ощутимо возрос удельный вес договоров на срок 5-10 лет (на 9,36%), а договоров на срок более 10 лет увеличился на 0,9%, тогда как краткосрочных (до двух лет) договоров стало меньше на 2,5%, а средних (два-пять лет) — на 7,56%. Ключевой лизингоемкой отраслью, как и раньше, остается транспорт (59%). За ним идут сельское хозяйство (11,5%) и строительство (11%). Причем, по словам председателя совета директоров ассоциации, генерального директора компании «Евро Лизинг» Романа Иваненко, доля первого серьезно возросла и тенденция к увеличению сохраняется, а третьего — наоборот. «Удельный вес транспорта и сельского хозяйства увеличился соответственно на 7,87% и 2,09%, строительства — уменьшился на 4,32%»,- отметил он. Пока что компании больше ориентируются на крупных клиентов-юрлиц. Розничный сегмент интересен только дочкам производителей и дистрибуторов. «В 2009 г. в рейтинге лизингодателей на приличных позициях оказались две компании, интегрированные в автомобилестроительные холдинги. У производителей просто не было выбора,- объясняет Иваненко.- Поскольку банковское финансирование сейчас практически недоступно, лизинг стал спасением как инструмент поддержки продаж». По мнению эксперта, таких компаний на рынке будет появляться все больше. Вырастет и доля дочерних банковских компаний. «Это случится не потому, что такие компании увеличат активность,- уточняет он.- Они сумели выжить во время кризиса благодаря поддержке иностранных материнских банков». В свою очередь независимые компании средней руки будут постепенно уходить с рынка. «Они уже сейчас практически не заключают новых договоров, только доводят до конца уже имеющиеся. Через два-три года они просто умрут своей смертью»,- говорят эксперты. По словам генерального директора «Райффайзен лизинг Аваль» Петера Оберауэра, объем лизинговых операций в Украине в прошлом году составил 0,1% от европейского. «Лизинговый рынок в Европе в 2009 г. снизился на 28%, то есть значительно сильнее, чем европейская экономика в целом. Объем составил EUR226 млрд.»,- заметил он. В то же время, по словам эксперта, восстановление этого рынка проходит более высокими темпами, чем банковского. В частности, поэтому можно рассчитывать на усиление проникновения лизинга в экономику Украины, которое, по данным Левченко, в лучшие времена едва достигало 8%, тогда как в Европе в среднем держится на уровне 25%. Облегчить рынку жизнь должно принятие изменений в законодательство, разработанных ассоциацией. По словам главы юридической группы УОЛ Татьяны Федоровой, соответствующий законопроект находится на обсуждении в налоговом комитете парламента, и существует вероятность его принятия в обозримом будущем. Документом, в частности, предусмотрено упразднение НДС на проценты по лизингу и комиссионные платежи, а также отмена повторного взыскания пенсионного сбора. «Сегодняшняя система налогообложения лизинговых операций является дискриминационной по сравнению с банковским кредитованием,- отмечает Роман Иваненко.- К тому же она отвращает от лизинга неплательщиков НДС, которым этот налог существенно увеличивает платежи».

Комментарии закрыты.