Налоговое разъяснение гарантирует отсутствие претензий к налогоплательщику

Опубликовано: 30 Июл 2010 Автор: Иван Ростов

30.04.2010
Действия налогоплательщика согласно полученному им адресному разъяснению Государственной налоговой администрации Украины (ГНАУ) в случае постоянного изменения точки зрения налогового органа на процесс налогообложения конкретной операции гарантирует отсутствие претензий к нему, считает партнер аудиторской компании «П.С.П.Аудит», сертифицированный аудитор Дмитрий Сушко. Так он прокомментировал агентству «Интерфакс-Украина» письмо Министерства юстиции к ГНАУ от 5 марта 2010 года относительно налоговых разъяснений. Текст письма размещен на днях на сайте Верховной Рады. «Для большей уверенности в том, что претензий к налогоплательщику не будет, лучше обратиться за разъяснением к контролирующему органу. Тем более, что такое право закреплено за налогоплательщиком на законодательном уровне, что подтвердило Министерство юстиции», — сказал Сушко. В то же время аудитор отмечает, в большей части письмо Минюста повторяет положения закона «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» и «Порядка предоставления разъяснений отдельных положений налогового законодательства». В связи с этим обращают на себя внимание только некоторые его формулировки, которые могут привести к неправильному их пониманию сотрудниками налоговой. Так, под предлогом что-либо разъяснить представитель контролирующего органа может наносить неожиданные визиты к налогоплательщикам, что у последних может вызвать «легкое недоумение, если не откровенный протест». Как пояснил аудитор, не исключено, что в случае выявления каких-либо других несоответствий на предприятии, не касающихся разъясняемого вопроса, представитель контролирующего органа захочет их зафиксировать со всеми вытекающими последствиями для налогоплательщика. В то же время, по его мнению, непрозрачна и непонятна формулировка «используя другие доступные для таких плательщиков способы доступа к указанной информации» относительно обязательства контролирующего органа доносить разъяснения до налогоплательщика. Помимо того, Сушко отмечает, что зачастую плательщику налогов дают формальный ответ, вывод в котором не конкретен. Он сводится к банальному «отражайте операцию согласно действующему законодательству», или ГНАУ, чье разъяснение по своему статусу имеет самый высокий приоритет, формально отказывает в предоставлении разъяснения, или просто переадресовывает его, если налогоплательщик со своим запросом не прошел нижестоящие налоговые инстанции. Как сообщалось, согласно письму Министерства юстиции Украины к ГНАУ контролирующий орган, помимо проведения налоговых проверок, обязан разъяснять плательщикам изменения в порядке налогообложения и может наносить с этой целью визиты к субъектам хозяйствования. Минюст разъясняет, что налоговое разъяснение — предание огласке официального понимания отдельных положений налогового законодательства контролирующими органами в пределах их компетенции, которое используется при обосновании их решений во время апелляционных процедур. В то же время оно не имеет силы нормативно-правового акта, как и письма министерств и других центральных органов исполнительной власти, которые несут только разъяснительный, информационный характер и не устанавливают правовые нормы. Налоговыми разъяснениями считаются любые ответы контролирующего органа на запросы заинтересованных лиц по вопросам налогообложения. Предоставленное контролирующим органом высшего уровня, оно имеет приоритет над налоговыми разъяснениями подчиненных ему контролирующих органов и над налоговыми разъяснениями, изданными другими контролирующими органами.

Комментарии закрыты.