Малая родина без обмана зрения

Опубликовано: 19 Мар 2010 Автор: Иван Ростов

На протяжении целого газетного года автор цикла «Малая родина» вместе со своими читателями путешествовал по Украине. Во времени и пространстве. Благодаря истории с географией. Можно сказать, что в нашей газете возник своего рода путеводитель по некоторым замечательным местам различных регионов нашей страны.

Изучая биографии городов и сел, храмов, церквей, университетов, кладбищ, памятников, разбросанных по территории Украины, становится понятно: малая родина у каждого своя, особая и особенная. И утверждение это вовсе не является симптомом пресловутого «раскола» в украинском обществе. Наоборот, мы думаем, что оно способствует объединению людей и обогащению национальных культур в Украине.

Благодаря «газетному туризму» читатели могли удостовериться, что историческая правда не всегда единственна (№ 27, «Две правды Севастополя», № 18, «Времена очаковские»), а «украинская Украина» — сугубо политический миф. В Украине жили люди, говорившие на разных языках, достаточно заглянуть в архивы и, если удастся, побывать в местах археологических раскопок. Эти люди не всегда жили в согласии, бывало, воевали друг с другом, бывало, вместе — против внешнего врага («У фонтана слез», № 3). Люди как люди, и, как говорил господин Воланд, всегда любили деньги и власть (№ 16, «Судьба Южной Пальмиры», № 17, «Последний приют Светлейшего»).

Одесситы знают, что в их «малую родину» вложили силы и деньги французы, жители Донбасса благодарны грекам и британцам (№ 22, «Приазовская Эллада», № 41, «Детище Джона Юза»), Новороссия должна поклониться русским царям и поселенцам из Европы. А жители западных областей и городов могли получить подтверждение того, что их национальность тоже не определяется одним словом «украинец». Венгры и русины, поляки и немцы жили во Львове, Черновцах и Ужгороде, строили, писали, учили и лечили. А нелюбимые дети новейшей украинской истории, русские, поляки и евреи, создавали науку и культуру (№ 19, «Магнаты и святые черты оседлости», № 11, «Университет Яна Казимира», № 33, «Мертвые сраму не имут»).

Мы видели, что в Украине жили не только взлелеянные национальной мифологией плачущие крестьяне, порой превращающиеся в головорезов, но и успешные государственные мужи (№ 14, «Князья Острожские», № 21, «Старосветские помещики», № 34, «Непобедимый полтавчанин»), предприниматели (№ 26, «Столица сахарной империи») и деятели местного самоуправления (№ 10, «Старая крепость», № 23, «Всякому городу нрав и права», № 31, «Бои за Харьков»).

В этом цикле есть и нелицеприятный рассказ о том, что «украинскую Украину» выдумали давно и специально для того, чтобы производить этнические чистки и таким образом избавляться от конкурентов.

Мы надеемся, что читатели разных регионов смогли найти в наших статьях свою «малую родину», чему-то удивились, что-то открыли для себя. Сегодня националистически настроенные круги в Украине пафосно используют литературный термин Чингиза Айтматова «манкурт» (человек, которого лишили памяти). Они называют этим очевидно неукраинским словом (своих не нашлось?) современников, которые якобы не помнят своих предков, своей истории, своих корней. Мы тоже употребим это слово. Манкурты — это как раз те, кто забыл, стер из памяти людской настоящую Украину — национально-разнообразную, конкурентную, плюралистичную. Кроме того — богатую языками и культурами.

С этим циклом не хочется расставаться. Но если он запомнился нашим читателям, значит, мы не зря старались. А в новом году мы открываем новую рубрику, назовем ее — «Общество в разрезе». Героями статей станут богатые и бедные, принцы и нищие, «кулаки» и «середняки».

Перефразируя Ильфа и Петрова, можно сказать: социология знает все. В то же время, думается, нет сегодня науки, более подверженной манипуляциям. Она может подсчитать среднюю зарплату и налоги в любой отдельно взятой стране мира — и ошибиться в выводах. Может измерить народную любовь к тому или иному отдельно взятому политику — и слукавить. И ей, социологии, за это ничего не будет! А мы с вами, благодаря усилиям сонма ее жрецов, видим мир как в кривом зеркале. Современную цивилизацию можно назвать «обществом обществ». Общество структурировано наподобие «русской матрешки» — одно сообщество внутри другого, от самого большого до малого, уже неделимого. В новом цикле мы на время разъединим части целого, чтобы сравнить их между собой. Например, средний класс Индии практически ничем не похож на европейский средний класс. Индиец среднего достатка выглядел бы на улицах Европы малоимущим. В то же время, внешний аскетизм среднего европейца явно контрастирует с роскошью, в которой живут служащие низшего звена в Объединенных Арабских Эмиратах. Шведский король ездит по улицам столицы на велосипеде, а некоторые звезды украинского шоу-бизнеса летают из городской квартиры на дачу на личном самолете.

Мы попробуем разобраться, как возникают элиты, с какими «родимыми пятнами» они поднимаются наверх и почему там не удерживаются. Раньше элитой общества считалась только потомственная аристократия. Она спорила внутри себя самой о том, чьи корни древнее, а значит, аристократичнее — представителей Европы или Африки, Азии или Южной Америки. Они лелеяли свой образ жизни, нищали и богатели, но презирали «выскочек». А затем эти самые выскочки создали свои бизнес и политические элиты. И об этом, сравнительно новом явлении в нашей стране и в мире мы также расскажем в наступающем году.

Дмитрий Губин

Комментарии закрыты.