Фасад для базара, или Как обрезать самоуправление

Опубликовано: 23 Мар 2010 Автор: Иван Ростов

Нардеп от БЮТ и одновременно держатель харьковских рынков Александр Фельдман предъявил законопроект «Про спеціальний статус міста Харків» на 78 страницах. Затем он пригласил из Киева раскрученных экспертов, чтобы те похвалили замысел законодателя. Не промолчала и газета «2000», напечатав панегирик за подписью «Пресс-бюро «2000», и другие СМИ действовали в том же духе.

Законопроект — не ноу-хау регионального лидера БЮТ. С самого начала украинской независимости неоднократно выдвигалась идея особого статуса городов-миллионников. В полузабытой админреформе Романа Безсмертного выделялись города-районы (от 70тыс. до 750 тыс. человек) и города-регионы с населением не менее 750 тысяч человек. Однако все эти предложения, как и любые другие идеи реформирования территориального устройства и местного самоуправления в Украине, так и остались на бумаге.

Рассмотрим некоторые конкретные положения законопроекта. Прежде всего в городе появляется новый орган — горгосадминистрация. Ст. 2 не намекает, а говорит об этом прямо: «4. Місто Харків є місцем розташування Харківської міської ради, обласної ради, Харківської міської та Харківської обласної державної адміністрації та їх органів».Это как в Киеве и Севастополе. В столице есть и избранный городской голова, и назначенный президентом глава ГГА, причем пока в одном лице, а в «городе русской славы» мэра не избирают. Таким образом, выбор горожан полностью нивелируется назначением из центра. Специально выписанный Фельдманом из Киева в Харьков для обсуждения документа политолог Виктор Небоженко заявил: «Если при сегодняшней власти дать Добкину и Кернесу еще элементы самоуправления, то они вообще оторвутся от Украины и до космоса доберутся тогда». Таким образом, предлагается принятие закона (сомнительное, с точки зрения большинства экспертов) в обмен на смену власти в городе. И тогда, если «верхи» для Фельдмана свои, то кого они назначат?

А вот в ст. 7 возникает еще один орган, который будет управлять городом: «6. Органами управління містом Харковом як територією пріоритетного розвитку є: 1) Комітет з питань територій пріоритетного розвитку; 2) органи місцевого самоврядування міста Харкова». Итак, и ГГА, и «комитет по вопросам…» существенно ограничивают решение любых вопросов на местном уровне. Разве это не обрезание и без того урезанного в нашем сверхцентрализованном унитарном государстве местного самоуправления?

Еще не стерся в памяти факт уничтожения первым правительством Тимошенко свободных экономических зон и территорий приоритетного развития, из-за чего тот же Харьков недосчитался и поступлений, и инвестиций. И вдруг в газете «2000» читаем: «Географическое расположение просто просится создать СЭЗ, похожий на еврорегион на границе с Россией. Кстати, БЮТ подчеркивал то, что это наш стратегический партнер. Если кто-то нас обвиняет в том, что мы против дружбы с Россией, это абсолютно не так, и на примере города Харькова мы могли бы это доказать. Как нужно по-настоящему строить отношения с Россией? Возможности эти предусмотрены в проекте закона об особом статусе города Харькова. Если он будет поддержан и принят, многие наши избиратели и граждане поймут, что такое настоящая региональная политика, а не федерализм». Прочитав этот пассаж за подписью «Пресс-бюро «2000», а затем ст. 9—10 законопроекта, тотчас вспоминаешь, что в СЭЗ нуждаются больше всего рынки, чтобы открыто торговать продукцией непонятного происхождения. А чьи рынки в Харькове?

Что всегда отличало разработчика? Большая любовь к социальной тематике. Уже в пояснительной записке к законопроекту написано следующее: «Відповідно до вимог та стандартів Всесвітньої Організації Охорони Здоров’я, з метою профілактики агресії та екстремізму серед населення, профілактики суїцидів, пристосування до ритму великого індустріального міста органи місцевого самоврядування міста Харкова запроваджують програму профілактики психічного здоров’я, а також програму здорового способу життя членів територіальної громади міста Харкова». Вот, оказывается, ради психздоровья (ст. 64) нужен городу новый статус. Или вот еще для чего: «механізму та умов проведення комунальної лотереї у місті» (целый раздел XV).

А вот, например, о чем говорит ст. 71: «В Харкові за програмою подолання бідності будуються заклади для бездомних громадян і безпритульних дітей, діяльність яких спрямована на допомогу бездомним громадянам і безпритульним дітям, на їх підтримку та ре-інтеграцію, тобто повернення бездомних громадян та безпритульних дітей до самостійного повноцінного життя». А теперь сравним с буднями рынка «Барабашово». Как сообщало агентство STATUS QUO 25 мая 2007, «возле станции метро «Академика Барабашова» и на прилегающем к ней рынке нашел приют 941 беспризорник. По словам начальника отдела криминальной милиции по делам несовершеннолетних ГУ МВД Украины в Харьковской области Бориса Радько, «бесхозные» подростки выявлены в течение 4 месяцев. 261 из них занимался бродяжничеством, 18 — попрошайничеством».

Большая часть закона детализирует, чем собирается заниматься городская власть, и практически ничего не сказано о том, как она формируется и как контролируется. А зачем на базаре контролеры извне или из собственных торговцев? Главное, чтобы фасад и забор были украшены соответствующим образом.

Марк Старолисов

«Новая демократия» № 7(119)

Комментарии закрыты.