Не прозевать бы встречу…

Опубликовано: 23 Мар 2010 Автор: Иван Ростов

15 февраля (2 по ст. стилю) православные отмечают великий двунадесятый праздник Сретение. Далекими от Церкви людьми этот праздник понимается просто как встреча зимы с весною. Богословы, подчеркивая полное название праздника — Сретение Господне, трактуют его смысл как встречу Ветхого и Нового Заветов. Мы же попробуем посмотреть на него сегодняшними глазами…

Но сначала все-таки немного Священной истории, опираясь на Евангелие от Луки.

На 40-й день по рождении Иисуса Христа Мария, по ветхозаветному закону, пришла с Младенцем в Иерусалимский храм — центр религиозной жизни иудейского народа. Раньше этого срока молодым матерям не разрешалось входить в храм Божий, а на 40-й день требовалось принести так называемую очистительную жертву за себя и выкупить первенца у Бога. Пречистая Дева, хотя и не имела нужды в очищении, однако явилась в храм, чтобы все исполнить по закону.

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что не умрет, пока не увидит Христа Спасителя, поскольку Симеон позволил себе усомниться в пророчестве, что Спаситель может родиться от непорочной Девы. И так он дожил до 360 лет.

По внушению свыше благочестивый старец пришел в храм как раз тогда, когда Пресвятая Богородица и муж Ее — праведный Иосиф — принесли туда Иисуса. В священном восторге, проникнутый чувством неземного блаженства Симеон взял Младенца на руки и, благословляя Бога, произнес: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое ты уготовил пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2: 29—32).

Слушая эти слова, Мария и Иосиф дивились им, ибо стало ясно, что тайна Божия уже открыта праведнику Симеону. К нему присоединилась и постоянно находившаяся в храме праведная 84-летняя вдова Анна, вещая о Младенце в пророчественном смысле.

Интересно, что никто из присутствующих в храме не обратил внимания на эту встречу. Об этом прямо говорится в одном из старинных апокрифических текстов, и ему можно вполне доверять. Ибо будь иначе, обязательно нашлись бы еще свидетельства того, как последние праведники уходящего Ветхого Завета — Симеон и Анна — признали в принесенном в храм Младенце носителя Нового Завета, в лице Которого уже встретились Божество и человечество. Но люди (а в огромном храме всегда было многолюдно) прошли мимо новорожденного Христа. И в самом деле: мало ли мальчиков приносили сюда люди для совершения положенного обряда?

Итак, на Сретенье люди прошли мимо Мессии, не обернувшись, не заметив, что в храме в тот день присутствовало будущее мира. Трудно осуждать за это древних израильтян. Их голова могла быть занята множеством животрепещущих проблем: ценами в иерусалимских лавках, размахом строительных работ в городе по указанию царя Ирода Великого и в не меньшей степени слухами о кровавых преступлениях в царском дворце и о помутнении рассудка 70-летнего правителя. Тех, кого интересовала политика, судачили между собой о фарисеях, бойкотировавших любые начинания царя и предсказывающих скорый закат его правления. Других больше занимали ход и последствия переписи населения, проводившейся по указанию римского кесаря Августа. Не нужно думать, что люди были так уж далеки от глобальных религиозных проблем. В Палестине с каждым годом сгущалась атмосфера мистических чаяний. Ожидалось, что «Бог посетит народ свой» (Лк. 1: 68). Но кто бы мог подумать, что событие это будет обставлено столь скромно и обыденно?

Если даже предположить, что кто-то и прислушался к словам Симеона, то вскоре они были забыты. Ведь когда Иисус вырос, начал пророчествовать, обрел учеников, в массах к нему все равно относились скептически: «Подумаешь, какой-то плотник из Назарета!» Городок, где рос и откуда вышел на проповедь Иисус, пользовался дурной славой, и ничего хорошего оттуда не ждали.

Считается (и справедливо), что церковные праздники установлены, прежде всего, в воспоминание о важных событиях очень далекой истории. Но в каждом из них заключен поучительный смысл для настоящего и будущего. Сретенье в Иерусалимском храме — это урок на все времена. Задумаемся над тем, сколько событий и всяких там пленумов, решений, выборов объявлялись историческими, даже судьбоносными (было такое любимое словечко у пропагандистов). Сколько политических и религиозных деятелей массы возносили до небес, обожествляли. Но через короткий срок «судьбоносные» деяния и решения выветривались из памяти, потому что на самом деле таковыми не оказывались. А обожествляемые властители судеб и дум низвергались с возведенных для них пьедесталов. И наоборот: не замеченные современниками события, не оцененные ими люди, как выяснилось, кардинальным образом повлияли на жизнь общества.

Нет универсального рецепта, как научиться распознавать великое в будничном. Но важно помнить, что Симеон и Анна вели жизнь праведную, пребывали в постоянной молитве. За это Бог наградил их встречей с Сыном Своим и открыл великое предназначение Того, на кого остальные не обратили внимания. Так вот, думается, что если в нашем сердце произошла встреча с Богом, то сердце в нужный момент подскажет. Пускай далеко не каждому суждено обрести прозорливость Симеона и Анны, но подсказка поможет хотя бы прислушаться к словам таких людей. А коли нет Бога в сердце, ничего святого в душе, то ведь «свято место пусто не бывает», и подсказку нашепчут совсем другие силы.

Юрий Хомайко

«Новая демократия» № 7(119)

Комментарии закрыты.