Некоторые равнее

Опубликовано: 30 Июл 2010 Автор: Иван Ростов

21.06.2010
Согласно обнародованному на прошлой неделе проекту Стратегии развития фондового рынка Украины до 2015 г., ГКЦБФР может получить правовой статус, аналогичный статусу Национального банка. По мнению участников рынка, это одна из своевременных, но трудно осуществимых инициатив. В апреле текущего года на общественное обсуждение снова был вынесен вопрос разработки стратегии развития фондового рынка Украины. «К сожалению, в нашей стране сегодня отсутствует четкая стратегия и целостное понимание того, какой рынок мы строим. Без правильно поставленной цели любая деятельность окажется малопродуктивной. Если вы не знаете, куда идете, то любая дорога окажется долгой. Это про нас»,- сетовал глава подкомитета по вопросам ценных бумаг и фондового рынка профильного комитета ВР Игорь Прасолов. В результате была создана рабочая группа, в которую вошли представители регулятора и профучастники всех сегментов фондового рынка, а член ГКЦБФР Алексей Петрашко пообещал, что рабочий вариант стратегии будет подготовлен уже к июню. Одновременно с этим было разработано несколько законопроектов, призванных облегчить внедрение Стратегии. По словам участников рынка, результат совместных усилий оказался вполне жизнеспособным, хотя некоторые «узкие места» требуют доработки. «Планы ГКЦБФР по улучшению существующей нормативной базы очень позитивные, особенно в части повышения прозрачности торговцев и усиления прав инвесторов. Учитывая реальное наличие у Госкомиссии воли провести ряд изменений, думаю, часть задуманного воплотится»,- считает директор по развитию бизнеса инвестиционной компании Phoenix Capital Александр Скубенко. Одним из самых позитивных моментов Стратегии фондовики называют особое внимание к развитию биржевого сегмента рынка. Впрочем, «с целью максимального развития фондового рынка в интересах инвесторов и эмитентов отдельных регионов…», в документе также говорится о внебиржевом рынке (правда, всего в 4 абзацах). «Я расцениваю упоминание о внебиржевом рынке в рамках Стратегии, как о неизбежном зле, которое нужно стремиться взять в жесткие рамки»,- отметил президент ИГ «Универ» Тарас Козак. Участников рынка обнадеживает то, что в Стратегии признается важное значение предоставления доступа к биржевым торгам через системы online-trading. «Правда, непонятно откуда в Стратегию перекочевало условие цены акции минимум $5 для попадания в список маржинальных бумаг. При том что у нас, между прочим, все цены в гривнях»,- говорит Козак. Кроме того, по его словам, компании сегодня дают возможность своим клиентам торговать на фьючерсном рынке со счетом от 5 тыс. грн., а не $3 тыс., как указано в документе. Неоднозначно воспринимается также инициатива о внедрении института собрания собственников облигаций с предоставлением им определенных прав по защите своих интересов. «Облигации по своей сути — необеспеченный инструмент. Поэтому более целесообразно закрепить быстрый и четкий процесс исполнительного взыскания, например, по аналогии с вексельным законодательством»,- считает предправления «УкрСиб Эссет Менеджмент» Максим Куприн. В этом случае, продолжает он, никто из эмитентов не стал бы искать пути одурачивания инвесторов, на годы растягивая судебные тяжбы, а реально задумывался бы, как скорее договориться с кредиторами о погашении своих долгов. Но, судя по всему, больше всего дискуссий вызовет перспектива введения пруденциального надзора за профучастниками рынка ценных бумаг. Для этого регулятор планирует перейти к трехуровневой системе «Базель-II». Первый уровень системы предполагает определение требований к оценке достаточности капитала компаний с учетом рисков, второй — требований к надзору за ними с учетом рисков, третий — требований к раскрытию финучреждениями информации перед участниками рынка, а также усилению контроля за их собственниками и руководителями (в этом случае последние должны раскрывать информацию о своей доле владения). Регулятор также намерен расширить полномочия ГКЦБФР, в частности предоставить комиссии полномочия определять лиц, контролирующих участников рынка ценных бумаг, и осуществлять систематические проверки этих лиц. Фактически, проект стратегии предусматривает усиление независимости ГКЦБФР от политического и коммерческого влияния путем предоставления ей правового статуса, аналогичного статусу Национального банка Украины. «Это однозначно своевременная инициатива, но сложно представить ее реализацию,- считает Куприн.- Из указанной стратегии нельзя четко понять, на каких принципах, на основании каких критериев, и главное — кем должны будут выдвигаться и утверждаться кандидаты. Без ответов на эти вопросы сложно представить отсутствие политической и коммерческой подоплеки в данном процессе».

Комментарии закрыты.