«НУ» просит Генпрокуратуру отреагировать на решение крымского парламента

Опубликовано: 10 Июл 2010 Автор: Иван Ростов

Народные депутаты Украины от «Нашей Украины» Николай Кульчинский и Зиновий Шкутяк обратились к Генеральному прокурору Украины Александру Медведько дать надлежащую правовую оценку действиям депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым и немедленно принять меры прокурорского реагування.Об этом сообщили в пресс-службе партии » Наша Украина «.

Обращения подаем в полном объеме:

«26 мая 2010 Верховная Рада Автономной Республики Крым приняла Постановление, название которой на языке оригинала звучит так:» О реализации конституционных гарантий на свободное использование русского языка в автономной Республике Крым и содействия Выполнение обязательств Украины по реализации норм Европейской хартиы региональных языков или языков меньшинств » (далее по тексту — Постановление).

Считаем, что при принятии данного Постановления, депутатами Верховной Рады Автономной Республики Крым были сознательно нарушены требования действующего законодательства Украины относительно статуса государственного языка, а по своему содержанию Постановление носит откровенно украинофобские характер.

Согласно положениям статьи 8 Конституции «Конституция Украины имеет высшую юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны отвечать ей.

Согласно положениям статьи 9 Конституции Украины действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины.

Конституцией Украины статус государственного языка предоставлен украинскому языку (часть первая статьи 10). Это полностью соответствует державотворческой роли украинской нации, упомянутых в преамбуле Конституции Украины, нации, которая исторически проживает на территории Украины, составляет абсолютное большинство ее населения и дала официальное название государству.

Положение об украинском языке как государственном содержится в разделе I «Общие положения» Конституции Украины, который закрепляет основы конституционного строя в Украине. Понятие государственного языка является составной более широкого по содержанию и объему конституционного понятия «конституционный порядок». Другой его составляющей является, в частности, понятие государственных символов. Право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу (часть третья статьи 5 Конституции Украины). Положения статьи 10 Конституции Украины, как и других статей раздела I «Общие положения», могут быть изменены только в порядке, предусмотренном ее статьей 156, путем принятия закона, который утверждается всеукраинским референдумом.

Публичными сферами, в которых применяется государственный язык, охватываются прежде сферы осуществления полномочий органами законодательной, исполнительной и судебной власти, другими государственными органами и органами местного самоуправления (язык работы, актов, делопроизводства и документации, язык взаимоотношений этих органов и т.д.). К сферам применения государственного языка могут быть отнесены также другие сферы, которые в соответствии с частью пятой статьи 10 и пункта 4 части первой статьи 92 Конституции Украины определяются законами. В частности, согласно действующим законам вопрос применения украинского языка определен по рассмотрению обращений граждан; деятельности Вооруженных Сил Украины и Национальной гвардии Украины; издание печатной продукции, предназначенной для служебного и прикладного использования, распространяемой через государственные предприятия, учреждения и организации (бланки, формы, квитанции, билеты, удостоверения, дипломы и т.п.); освещения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Украине средствами массовой информации; оформление таможенных документов и т.п. Владение государственным языком является обязательным условием для принятия в гражданство Украины. Согласно действующему Закону Украинской ССР «О языках в Украинской ССР» от 28 октября 1989 служебные лица государственных органов, учреждений и организаций должны владеть украинским языком.

Законодательно определенным является также вопрос о применении украинского языка и других языков в учебном процессе в государственных учебных заведениях Украины.

В частности, Законом Украины «Об образовании» в редакции от 23 марта 1996 (статья 7) и Законом Украины «Об общем среднем образовании» от 13 мая 1999 (статья 7) установлено, что язык образования, язык обучения и воспитания в общеобразовательных учебных заведениях определяется Конституцией Украины и Законом Украинской ССР «О языках в Украинской ССР». Настоящий Закон принят 28 октября 1989 в развитие положения статьи 73 (в редакции от 27 октября 1989) действующей на то время Конституции, по которой украинском языке был предоставлен статус государственного. Закон имел своей задачей регулирования общественных отношений в сфере развития и использования украинского и других языков, охрану конституционных прав граждан в этой сфере. В частности, им установлено, что языком воспитания в детских дошкольных учреждениях, языком обучения и воспитания в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях является украинский язык.

Порядок применения языков согласно пункту 4 части первой статьи 92 Конституции Украины определяется исключительно законами Украины.

Владение украинским языком является одним из обязательных условий для занятия соответствующих должностей (статьи 103, 127, 148 Конституции Украины).

Таким образом, положения Конституции Украины обязывают применять государственный — украинский язык как язык официального общения должностных и служебных лиц при выполнении ими служебных обязанностей, в работе и в делопроизводстве, т. органов государственной власти, представительского и других органов Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, а также в учебном процессе в государственных и коммунальных учебных заведениях Украины.

В то же время, в Постановлении указано (языком оригинала):

«… Русский язык как язык большинства населения и приемлемы для межнационального общения используется во всех сферах общественной жизни и является региональным языком», «использовать русский язык как региональный в работе Верховной Рады автономной Республики Крым».

С учетом приведенного выше можно с уверенностью утверждать, что Постановление «О реализации конституционных гарантий на свободное использование русского языка в автономной Республике Крым и содействия Выполнение обязательств Украины по реализации норм Европейской хартиы региональных языков или языков меньшинств» не соответствует требованиям Конституции Украины, а депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым грубо нарушили требования действующего законодательства при принятии Постановления.

Учитывая вышеприведенное, руководствуясь статьей 16 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины», прошу Вас проверить факты, о которых говорится в обращении, дать надлежащую правовую оценку действиям депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым и немедленно принять меры прокурорского реагирования.

О результатах проверки прошу Вас письменно сообщить в сроки, предусмотренные действующим законодательством Украины.

Комментарии закрыты.